Top

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА
СТАТИСТИКА

Проголосуй за наш сайт  

  

 

 

 

  В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.
2023 год в России Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Он приурочен к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Юбилей русского педагога, основоположника отечественной научной педагогики будут отмечать в следующем году.
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем.
Цель  наставничества в ОО – раскрыть потенциал педагогов, чтобы они самореализовались как личности и профессионалы.

Задачи:
создать психологически комфортную среду, чтобы повышать квалификацию педагогов и мотивировать их остаться в профессии;
сформировать профессиональную образовательную траекторию педагогов и помочь ее реализовать;
создать канал обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого педагога;
повысить показатели детского сада по реализации ООП.

"НАСТАВНИК - учитель, воспитатель, руководитель" С.И.Ожегов 

Логотип тематического 2023 года - года педагога и наставника включает несколько элементов:

СОВА - традиционный символ знания и мудрости. У славянских народов - хранитель сокровищ. В нашем случае – символ педагогической мудрости, профессионализма и ценности знания; наставничества и наставника, передающего другим свой профессиональный и личностный опыт (вне зависимости от своего возраста, профессиональной направленности и возраста наставляемого).

СКРЕПКА – «отсыл» не только к школьной тематике. Метафорически скрепка – это связь времён, поколений, обмен опытом, взаимосвязь учителя и ученика, педагогов и родителей, скрепления профессионального сообщества

Нормативно-правовая база

Федеральный уровень

 Год педагога и наставника на сайте Минпросвещения России

Региональный уровень

Распоряжение Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 №319-р "О создании организационного комитета по подготовке и проведению Года педагога и наставника в Тамбовской области в 2023 году"

Год педагога и наставника на сайте Министерства образования

и науки Тамбовской области

https://obraz.tmbreg.ru/god-pedagoga-i-nastavnika.html
 

Уровень образовательной организации

Приказ от 08.12.2022 года № 214 «Об организационном комитете и плане мероприятий в МБДОУ детском саду № 3 «Сказка» и филиале Детском саду «Берёзка» к «Году педагога и наставника в России»

Положение о наставничестве в МБДОУ

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области

Уважаемые коллеги! 2 июня 2023 года в Минюсте России зарегистрирован новый Порядок аттестации педагогических работников (№ 73696) – приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 года № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 31 августа 2029 года.

Можно ознакомиться с Порядком проведения аттестации педагогических работников по ссылке: https://clck.ru/34e776 

Аттестационная комиссия напоминает: для педагогических работников существует возможность подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории через Единый портал государственных услуг. Воспользоваться этим сервисом могут граждане, у которых есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг.

Приказ комитета образования от 22.02.2023 № 96 «Об итогах проведения городского конкурса «Воспитатель года – 2023»

7 марта в нашем детском саду состоялось торжественное вручение Благодарственного письма Леонтьевой Л.В. за эффективную работу с воспитанниками, подготовку победителей муниципальных конкурсов, зональных фестивалей, участие во Всероссийских акциях. От всей души коллектив поздравляет Людмилу Викторовну с заслуженной наградой. Желаем преуспевать в делах, стремиться к победам, добиваться высоких результатов, каждый день открывать для себя горизонт новых возможностей и всегда быть уверенным в своем успехе!

27 марта состоялось первое открытое заседание Наблюдательного совета проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и был дан старт новому сезону профессионального конкурса. Проект «Флагманы образования» проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Конкурс включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, утверждённый распоряжением Правительства РФ. Подробнее...

16 мая состоялась панельная дискуссия, посвященная открытию «Образовательного марафона» проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Прием заявок на участие в конкурсе продолжается на сайте флагманыобразования.рф. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации Подробнее...

Термины по теме наставнической деятельности: наставничество, формат наставничества, программа наставничества, наставляемый, наставник, куратор, методология наставничества, активное слушание, метакомпетенции.

  Педагогическое наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей педагогических кадров

Наставничество реализуется со следующими категориями педагогов:

  • молодой педагог, только пришедший в профессию;

  • опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков;

  • новый педагог в коллективе;

  • педагог, имеющий непедагогическое профильное образование.

   Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

   Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

   Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого как профессионала.

   Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

   Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе высшего или среднего профессионального образования, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

   Персонализированная программа наставничества – краткосрочная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм видов наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.          

   Куратор – работник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

   Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.


 

Форматы наставничества в детском саду

1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»

Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагог

В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.

Профессиональная помощь опытного воспитателя дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.

Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.

2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»

Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности

В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.

Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.

Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с воспитанниками и родителями.

3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»

Наставник – педагог
Наставляемые – родители

В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.

В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.

Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.

4.Организационно-управленческий формат наставничества – «заведующий – старший воспитатель»

Наставник – заведующий
Наставляемый – старший воспитатель

В чем суть формата: заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и осваивают инновации.

Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с заведующим он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться в большом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает заведующий, у которого есть опыт организационно-управленческой и методической работы.

Ожидаемый результат: заведующий и старший воспитатель создадут положительный психологический климат в коллективе. Степень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью станет выше, они будут больше вкладываться в работу, что повысит качество образовательной деятельности в детском саду.

К сведению. В 2020 году Минпросвещения утвердило Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и запустило процесс «перезагрузки» методических служб на городском уровне и уровне образовательных организаций. Формат наставнической деятельности, когда заведующий выступает наставником, позволит обеспечить сопровождение старшего воспитателя на данном переходном этапе и в дальнейшем создать эффективную методическую службу в ДОО.

5.Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель»

Наставник – научный руководитель
Наставляемый – старший воспитатель

В чем суть формата: научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить. Также научный руководитель помогает сформировать в коллективе группу единомышленников, которые будут транслировать остальным педагогам настрой на успех.

Ожидаемый результат: наставник поможет старшему воспитателю подготовить и включить в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность весь педколлектив и добиться высоких результатов. Например, освоить и внедрить современные педтехнологии или разработать свои, а затем транслировать их профессиональному сообществу.

6.Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники»

Наставник – педагоги
Наставляемые – старшие школьники

В чем суть формата: детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» в профессию воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.

Школьники участвуют в жизни детского сада, знакомятся с режимом дня, взаимодействуют с дошкольниками. Под руководством воспитателей они организуют с детьми разные виды деятельности. В конце обучения наставники анализируют результаты своих наставляемых, разбирают с ними их трудности, дают рекомендации по дальнейшему обучению.

Ожидаемый результат: педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя.